Формирование социальной компетентности детей через сюжетно-ролевую игру.

         Игра занимает очень важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, средством познания окружающего мира.

         Теория игровой деятельности на протяжении веков занимала  умы зарубежных и отечественных психологов, начиная с З. Фрейда и Ж. Ж. Пиаже, которые считали, что мир игры недоступен взрослым, а мир взрослых враждебен для детей и даже опасен (по Фрейду, ребенок с самого рождения – страдалец, и в игре он «овладевает своими страданиями, проигрывая свои травматические ситуации»). Эти ученые считали, что взрослые никогда не сможет увидеть мир таким, каким видит его ребенок. В свою очередь и ребенок не может проникнуть в мир взрослых.

         Отечественная психология, начиная с Л.С. Выгодского, заняла принципиально иную позицию. Л.С. Выгодский отрицал существование «двух разрозненных миров». Он писал, что ребенок врастает в культуру, становясь по типу мышления и общения таким, как другие люди. И этот процесс «врастания»  он может происходить только совместно со взрослым. В игре дошкольник наоборот, приближает этот мир к себе. В игре ребенок различает видимые и смысловые поля, научается действовать в плане представления: палочка становится ложкой, а обычный стул лодкой, плывущей по волнам.

         Сердцем игры является роль. Д.Б. Эльконин считает, что в игре, как нигде, отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых. Так же Д.Б. Эльконин пишет, что сюжетно-ролевая игра не хаотична, а подчинена вполне определенной структуре (в ней различают  сюжет и содержание; так, в сюжете отражается широкая сфера жизни, например, больница, а содержание игры охватывает лишь часть этой сферы, например, прием больного).

         Психолог Е.Е. Крацова выделяет пять ступенек развития сюжетно-ролевой игры, начина со знакомства детей с действительностью, которая будет отображаться в игр, и заканчивая игрой с воображаемым партнером, разыгрывая роли за них (это уже «режиссерские игры»).

         В последние годы стало уделяться особое внимание развивающему значению сюжетно-ролевой игры. Л.А. Венгер выделяет специфическое и неспецифическое значение игры. Он исходит из того, что игра не только предполагает наличие у человека определенных способностей, но и создает условия для их дальнейшего развития.

         Н.Я. Михайленко предлагает в качестве основного мотива игры фантазирование. Именно оно делает ребенка независимым от внешних обстоятельств, позволяет манипулировать событиями и ролями.

         В.А. Недопасова не соглашается с точкой зрения Михайленко, считая, что главный мотив игры лежит всё-таки в социальной жизни взрослых, и фантазирование – лишь рабочий инструмент игры (важна социальная мотивация, которая определяет выбор ребенком роли, желание пережить кусочек чужой жизни как свой).

         Я изучила теоретические выкладки  вышеперечисленных ученых психологов и педагогов; для моей педагогической деятельности наиболее приемлемы элементы методик Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой, В.А. Недоспасовой.

Я полностью согласна с теорией сюжетно-ролевой игры Д.Б. Эльконина; которая определяет  главной задачей  –  приобретение социального зрения, чутья (социализация ребенка). А основным смыслом сюжетно-ролевой игры является переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями, приближение их к себе и предугадывания ответного поведения партнера и его переживаний.

         Работая с детьми младшего возраста, я отметила, что дети совсем не умеют играть в сюжетно-ролевые игры или играют «по сценарию» взрослого.

         Диагностика, проведенная в группе, подтвердила, что у детей  мало развиты реальные и игровые взаимоотношения.

         В группе (т.к. детский сад круглосуточный) сложился сложный по своему социальному составу контингент детей (дети из неполных семей, семей оказавшихся в трудных жизненных условиях и т.д.). У ряда детей прослеживались нарушения психо-эмоционального развития (агрессивность, тревожность, неуравновешенность).

         Все эти факторы повлияли на необходимость создания системы работы, направленной на формирование у детей не только навыков сюжетно-ролевой игры, но и начальной социальной компетентности через сюжетно-ролевую игру.

         Сделав это направление приоритетным в своей работе, я выработала алгоритм действий, следуя которому можно реализовать любую сюжетно-ролевую игру по ознакомлению детей с профессиями. Работа была распланирована на год в виде перспективного плана.

 

Перспективное планирование

 по формирования социальной компетентности

через сюжетно-ролевую игру

в средней группе детского сада .

 

Цикл игр «Профессии»

 

Месяц

Игра

Основные виды деятельности

Особен

ности

Примечания

Октябрь

«Больни

ца»

1.«Мозговой штурм» - что мы знаем о профессии врача.

2.Рассказ воспитателя о личном опыте посещения врача. Обращение к личному опыту детей.

3.Экскурсия в медицинский кабинет (поликлинику).

4. Дидактические игры по теме.

5.Чтение и обсуждение стихов и сказок.

6.Изготовление атрибутов для «больницы» и предметов-заместителей.

7.Собственно игра.

8.Оформление альбома «Мама Лены – доктор» и съемка фильма в процессе.

9.Интервью детей   «Как я был…».

10.Итоговое совместное занятие

11.Создание воспитателем методической копилки (примерный сценарий игры, дид.упражнения, направленные на решение проблемных ситуаций, литературно-художественный материал, наблюдения за ходом игры,..)

 

 

 

Ноябрь

«Магазин

1.Что мы знаем о профессии продавца.

2.Рассказ воспитателя о детских впечатлениях от игры в магазин

3.Экскурсия в магазин.

4.Рассказ мамы-продавца о своей профессии.

5. Собственно игровая деятельность

5.Подбор и обсуждение стихов и рассказов о продавце.

6. Оформление альбома «Мама Насти на работе».

7.Конкурс рисунков «Что лежит на прилавке овощного магазина».

8.Интервью детей.

9. Пополнение методической копилки воспитателя.

Разновидностей магазинов много. Заранее с ребятами выбираем в какой магазин играем. Например «игрушки».

Постепенно вводим в игру другие «магази

ны»: «одежда», «продук

ты», «товары для живот

ных» …

Декабрь

«Кафе – кондитерская»

1.Что мы знаем о кондитере?

2. Рассказ воспитателя о том, как он печет пирог на день рождения своего ребенка

3.Экскурсия в магазин.

4.Мастер-класс с мамой Тёмы по изготовлению простого десерта.

5.Оформление альбома «Мама Тёмы – кондитер».

6.Интервью детей.

7.Сладкий стол  - заключительное чаепитие.

Целесообразна работа по изготовлению «технологических карт»: «как испечь печенье?», «как пригото-

вить торт?»

Элементы сервировки стола (чаепитие).

Можно привести «выстав

ку – дегустацию» выпеченных изделий.

Январь

«Гараж»

1.Мозговой штурм.

2.Экскурсия на станцию техобслуживания или в гараж.

3.Наблюдение за светофором, транспортом, пешеходами.

4.Встреча с папой Насти – водителем такси.

5. Подбор стихов, песен о машинах и водителях.

6.Оформление альбома «Какие бывают автомобили».

7.Сбор и изготовление атрибутов .

8. Игровая деятельность

Заранее договариваемся с детьми, какой транспорт стоит в нашем гараже (легковые, грузовые, спецтех

ника).

С разви

тием игры усложняя

ем игру: добавляя

ем «мойку машин», «заправ

ку».

Февраль

«Парикмахерская»

1.Что мы знаем о парикмахере?

2.Рассказ воспитателя о посещении парикмахерской

3.Экскурсия в парикмахерскую.

4.Мама Глеба – парикмахер. Мастер-класс

5.Оформление альбома «Прически».

6.Сбор атрибутов.

7.Игровая деятельность

Обговор

ить с детьми, что есть  не только женщины-парикмахеры, но и мужчины.

Мама-парикмахер проводит «мастер-класс». Делает стрижку своему ребенку.

 

Март

«Строй

ка»

1.Что мы знаем о строителях?

2.Экскурсия на строящийся объект.

3.Рассказ воспитателя о том, как у него ремонтировали дачу

4.Конструирование «Мой новый дом».

5.Изодеятельность «Домик для сказочного героя».

6.Встреча с папой Никиты, его рассказ о профессии.

7.Интервью.

8. Игра

Игра предполагает большой объем продуктивной деятельности, постройки детей не стоит разбирать пока идет игра.

Подобра

ть и посмотреть (с обсуждением) мультфильмы (фрагменты) по теме игры.

Апрель

«Город мастеров»

1.В группе создаются зоны «больница», «магазин», «кафе-кондитерская», «гараж», «парикмахерская», «стройка» (используем весь наработанный за год материал).

2.Презентация альбомов «профессии наших родителей», фотовыставки, выставки поделок и т.д.

3.Представление гостей праздника – мам, пап, бабушек  и т.д.

4.Чтение стихов о профессиях.

6.Игровая деятельность детей (по выбору) совместно с родителями.

7.Общее чаепитие. Обмен мнениями.

8.«Книга отзывов» - родители оставляют свои впечатления, замечания, предложения.

Заключительная игра требует большой и кропотли

вой подготовки, поэтому ее можно проводить в два этапа.

Съемка видеофильма заключительной игры.