Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми, особенно, если это – родители. Сегодня все чаще встречаются семьи, в которых жестокое обращение с детьми считается нормой.
Существуют различные типы жестокого обращения с детьми:
Ø Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.
Ø Эмоциональное оскорбление или психологическое насилие – высказывания или действия, которые заставляют ребенка думать, что он нежеланный и никчемный. Взрослые могут кричать, угрожать, игнорировать ребенка.
Ø Сексуальное насилие – любым сексуальным контактом между взрослым и ребенком или старшим ребенком и младшим, а также демонстрация ребенку порноснимков.
Ø Пренебрежение ребенком – оставление ребенка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медпомощи.
Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находиться в материнской утробе, то есть к ребенку от нежелательной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям. Травмы, повреждения, а так же рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут – это ближайшие. К отдаленным же последствиям относят нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
· Отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
· Отсутствие заботы и присмотра за ребенком.
· Отсутствие внимания и любви к ребенку.
Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?
ü Алкоголики, наркоманы;
ü С психическими расстройствами;
ü Юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;
ü С низким социально-экономическим уровнем жизни;
ü С хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;
ü Перенесшие жестокое отношение в детстве;
ü Социально изолированные.
Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?
Внешние проявления:
§ Утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
§ У грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
§ Одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
§ Нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
§ Отставание в весе и росте от сверстников;
§ Педикулез, чесотка;
§ Гнойные и хронические инфекционные заболевания;
§ Отсутствие надлежащих прививок, запущенный кариес, частые «несчастные случаи»;
§ Задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
ü Постоянный голод, жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
ü Неумение играть, поиск внимания/участия;
ü Крайности поведения, инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;
ü Гиперактивен или подавлен, неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
ü Мастурбация, раскачивания, сосание пальцев.
Любой вид насилия формирует у детей такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего:
ü потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств,
ü потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения,
ü потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей,
ü воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
Можно выделить три задачи, стоящие перед воспитателем, психологом и других педагогов:
1. Помочь ребенку – стараться говорить с ребенком, внимательно его выслушивать
2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, если есть уголовное преступление
3. Предупредить повторение какого-либо насилия, для чего создать в учреждении теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.
Придерживаться этих задач, мы попытаемся предотвратить тяжелейшие последствия в психике и воспитании детей.