Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.

Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми, особенно, если это – родители. Сегодня все чаще встречаются семьи, в которых жестокое обращение с детьми считается нормой.

 Существуют различные типы жестокого обращения с детьми:

Ø  Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.

Ø  Эмоциональное оскорбление или психологическое насилие – высказывания или действия, которые заставляют ребенка думать, что он нежеланный и никчемный. Взрослые могут кричать, угрожать, игнорировать ребенка.

Ø  Сексуальное насилие – любым сексуальным контактом между взрослым и ребенком или старшим ребенком и младшим, а также демонстрация ребенку порноснимков.

Ø  Пренебрежение ребенком – оставление ребенка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медпомощи.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находиться в материнской утробе, то есть к ребенку от нежелательной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

 Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям. Травмы, повреждения, а так же рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося  у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут – это ближайшие. К отдаленным же последствиям относят нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

 Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

·         Отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

·         Отсутствие заботы и присмотра за ребенком.

·         Отсутствие внимания и любви к ребенку.

 Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

ü  Алкоголики, наркоманы;

ü  С психическими расстройствами;

ü  Юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

ü  С низким социально-экономическим уровнем жизни;

ü  С хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

ü  Перенесшие жестокое отношение в детстве;

ü  Социально изолированные.

 Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

§  Утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

§  У грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

§  Одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

§  Нечистоплотность, несвежий запах.

      Физические признаки:

§  Отставание в весе и росте от сверстников;

§  Педикулез, чесотка;

§  Гнойные и хронические инфекционные заболевания;

§  Отсутствие надлежащих прививок, запущенный кариес, частые «несчастные случаи»;

§  Задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

ü  Постоянный голод, жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

ü  Неумение играть, поиск внимания/участия;

ü  Крайности поведения, инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

ü  Гиперактивен или подавлен, неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

ü  Мастурбация, раскачивания, сосание пальцев.

Любой вид насилия формирует у детей такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего:

ü  потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств,

ü  потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения,

ü  потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей,

ü  воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Можно выделить три задачи, стоящие перед воспитателем, психологом и других педагогов:

1.       Помочь ребенку – стараться говорить с ребенком, внимательно его выслушивать

2.       Сообщить в соответствующие органы и учреждения, если есть уголовное преступление

3.       Предупредить повторение какого-либо насилия, для чего создать в учреждении теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Придерживаться этих задач, мы попытаемся предотвратить тяжелейшие последствия в психике и воспитании детей.