КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Создание развивающего двигательного пространства для физического воспитания дошкольников в ДОУ

 

   Создание целостного здоровье сберегающего пространства в ДОУ требует преемственности на всех этапах педагогического воздействия. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте  с 1,6 до 7 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое постепенное созревание, формируется начальное мировозрение, начало готовности к разнообразной трудовой и творческой деятельности  ребенка. В то же время  дошкольному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к  воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

        Состояние здоровья детей дошкольников тесно связано с уровнем  приспособительных возможностей организма, поскольку процесс адаптации составляет неотъемлемую принадлежность  всего живого  и характеризуется таким же многообразием, как сама жизнь.

        В интересах физиологически полноценного индивидуального развития условия среды в каждом возрастном периоде должны несколько отличаться от оптиума, но не должны быть  близкими к  экстремальному максимуму  или тем более превышать адаптационные  возможности организма. Лишь та форма физического и интеллектуального воспитания может быть эффективной когда двигательная активность  становится потребностью, лишь в таком случае ребенок может стать субъектом индивидуального развития, творческой самоорганизации его и  тем самым стать неповторимостью, а затем личностью. Поэтому очевидно, что важное место внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические. Культурные условия  его жизни. В индивидуальном развитии ребенка определяющую роль играет семья, являющаяся основной социальной и биологической микросредой.

          В системе образования этот процесс должен включать в себя решение следующих задач:

  1. создание стратегии и тактики сохранения и развития здоровья ребенка в условиях ДОУ и семьи;
  2. повышение  эффективности адаптационных  механизмов ребенка в процессе социализации за счет развития физических, психических и социально нравственных качеств в сензитивные периоды и своевременной коррекции отклонений;

 

  1. формирование мотивации здорового образа жизни у всех субъектов воспитательно – образовательного процесса;
  2. помощь семье в формировании сознательного родительства.

Решение этих задач может способствовать:

  • обеспечению развития целостности педпроцесса;
  • оптимизации жизнедеятельности ребенка;
  • повышению эффективности  работы с родителями;
  • улучшению социальной сферы.

        Объектами воздействия  дошкольной валеологии являются: ребенок и микросреда,  которая в раннем возрасте представлена семьей, и далее семьей и дошкольным учреждением при сохранении лидирующей роли семьи:

«Именно окружающая среда формирует качество новообразований возрастных периодов ребенка, механизмы его адаптации, в том числе и при переходе от дошкольного детства к школьному».

(Д.Б. Эльконин, 1989).

         Одной из приоритетных задач при разработке стратегии сохранения и укрепления здоровья дошкольника является задача формирования здоровье сберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении и семье.

         Под формированием здоровье сберегающей среды дошкольника следует понимать:

  • реализацию личностно- - ориентированного подхода в дошкольной педагогике индивидуальных возможностей ребенка;
  • регламентацию режимов жизнедеятельности в детском дошкольном учреждении  и семье с учетом индивидуальных возможностей организма, «критических» периодов индивидуального развития,  сюда же следует отнести и подобранные в соответствии с возрастной  физиологией  двигательные режимы;
  • демократический стиль педагогического общения, психологизацию педагогических знаний и подходов;
  • организацию системы  повышения квалификации кадров в ДОУ по вопросам здоровье сберегающих технологий;
  • обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
  • создание мотивации, обучение и привитие навыков ЗОЖ  у всех субъектов воспитательного процесса;
  • организацию систем оздоровительных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья детей (оздоровительная гимнастика, массаж, закаливание, фитотерапия и т.д.);
  • работа с семьей по формированию грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья и развития детей.

В контексте системности здоровье сберегающей деятельности  имеет значение определение уровней воздействия: индивидуального, группового, территориального.

ТОЛЬКО при соблюдении принципа преемственности здоровье сберегающей деятельности на всех этапах жизни ребенка –дошкольника можно говорить  об укреплении здоровья и развития детей дошкольного возраста.