КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Создание развивающего двигательного пространства для физического воспитания дошкольников в ДОУ
Создание целостного здоровье сберегающего пространства в ДОУ требует преемственности на всех этапах педагогического воздействия. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте с 1,6 до 7 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое постепенное созревание, формируется начальное мировозрение, начало готовности к разнообразной трудовой и творческой деятельности ребенка. В то же время дошкольному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Состояние здоровья детей дошкольников тесно связано с уровнем приспособительных возможностей организма, поскольку процесс адаптации составляет неотъемлемую принадлежность всего живого и характеризуется таким же многообразием, как сама жизнь.
В интересах физиологически полноценного индивидуального развития условия среды в каждом возрастном периоде должны несколько отличаться от оптиума, но не должны быть близкими к экстремальному максимуму или тем более превышать адаптационные возможности организма. Лишь та форма физического и интеллектуального воспитания может быть эффективной когда двигательная активность становится потребностью, лишь в таком случае ребенок может стать субъектом индивидуального развития, творческой самоорганизации его и тем самым стать неповторимостью, а затем личностью. Поэтому очевидно, что важное место внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические. Культурные условия его жизни. В индивидуальном развитии ребенка определяющую роль играет семья, являющаяся основной социальной и биологической микросредой.
В системе образования этот процесс должен включать в себя решение следующих задач:
- создание стратегии и тактики сохранения и развития здоровья ребенка в условиях ДОУ и семьи;
- повышение эффективности адаптационных механизмов ребенка в процессе социализации за счет развития физических, психических и социально нравственных качеств в сензитивные периоды и своевременной коррекции отклонений;
- формирование мотивации здорового образа жизни у всех субъектов воспитательно – образовательного процесса;
- помощь семье в формировании сознательного родительства.
Решение этих задач может способствовать:
- обеспечению развития целостности педпроцесса;
- оптимизации жизнедеятельности ребенка;
- повышению эффективности работы с родителями;
- улучшению социальной сферы.
Объектами воздействия дошкольной валеологии являются: ребенок и микросреда, которая в раннем возрасте представлена семьей, и далее семьей и дошкольным учреждением при сохранении лидирующей роли семьи:
«Именно окружающая среда формирует качество новообразований возрастных периодов ребенка, механизмы его адаптации, в том числе и при переходе от дошкольного детства к школьному».
(Д.Б. Эльконин, 1989).
Одной из приоритетных задач при разработке стратегии сохранения и укрепления здоровья дошкольника является задача формирования здоровье сберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Под формированием здоровье сберегающей среды дошкольника следует понимать:
- реализацию личностно- - ориентированного подхода в дошкольной педагогике индивидуальных возможностей ребенка;
- регламентацию режимов жизнедеятельности в детском дошкольном учреждении и семье с учетом индивидуальных возможностей организма, «критических» периодов индивидуального развития, сюда же следует отнести и подобранные в соответствии с возрастной физиологией двигательные режимы;
- демократический стиль педагогического общения, психологизацию педагогических знаний и подходов;
- организацию системы повышения квалификации кадров в ДОУ по вопросам здоровье сберегающих технологий;
- обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
- создание мотивации, обучение и привитие навыков ЗОЖ у всех субъектов воспитательного процесса;
- организацию систем оздоровительных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья детей (оздоровительная гимнастика, массаж, закаливание, фитотерапия и т.д.);
- работа с семьей по формированию грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья и развития детей.
В контексте системности здоровье сберегающей деятельности имеет значение определение уровней воздействия: индивидуального, группового, территориального.
ТОЛЬКО при соблюдении принципа преемственности здоровье сберегающей деятельности на всех этапах жизни ребенка –дошкольника можно говорить об укреплении здоровья и развития детей дошкольного возраста.